Игорь Тимчук — возвращение в «золотой век»

Современное искусство отличается предельным эклектизмом. Однако, как и всегда, существуют два основных критерия в его оценке — оригинальность и качество исполнения. Под первым необходимо понимать не внешнюю броскость, но прямое значение этого слова — подлинность, самобытность произведения. А под качеством исполнения — максимальное выражение в том или ином материале художественного замысла.

Несмотря на все перипетии в истории изобразительного искусства XX века, бурное развитие новых технологий в 1980-90-е годы, в рамках традиционных форм творчества — монументальной живописи, станковой картины, скульптуры, продолжают появляться новые имена.

Игорь Тимчук — молодой московский художник. Его искусство от фантазии, но непременно связанное с миром реальным. Его мышление имеет синтезирующую направленность. Понимая искусство как духовное знание, данное человеку от Бога, художник не пытается решить в нем или через него какие-либо задачи. Искусство есть высшая данность, соприкосновение с которой и есть цель существования И.Тимчука.

Он не получил профессионального художественного образования. Но осознанный выбор занятия живописью в столь зрелом возрасте (27 лет) говорит о внутренней решимости, даже необходимости высказать на холсте накопившиеся в художнике мысли, образы и чувства. Это мучительное, но сладостное состояние творческого наполнения подталкивает искать соответствующие формы выражения.

Эксперименты с разными техниками определили особое отношение художника к технологии написания картины. Метод его работы заключается в тщательном и последовательном нанесении слоев темперной и масляных красок, в ходе которой образуется плотная фактурная поверхность. Корпусное наложение краски основного фона создает эффект живописи на дереве. Средник прописывается тонкими лессировками и окончательно покрывается прозрачной олифой. Основой, определяющей весь ход работы И.Тимчука над картиной и ее окончательное восприятие зрителем, является фактура. Художник пользуется мастихином, его движения произвольны и хаотичны. Созданная поверхность — уже не плоскость, но некое условное пространство. В нем художник пытается угадать и выявить изначально присущую ему форму. Причудливый рисунок затекшей масляной краски в зазоры и трещинки темперного грунта для художника начинает приобретать реальные очертания. Тем самым, поиск адекватного изобразительного языка не связан у И.Тимчука с конкретным представлением о композиции или цветовом решении полотна.

Акцент, поставленный на восприятии живописи через фактуру, не случаен. Современная полиграфия, компьютерные мониторы позволяют практически точно предавать рисунок, цвет изображения, но только не его фактуру. Именно она отличает подлинность, уникальность, рукотворность живописи от прочих форм изобразительного искусства.

В какой-то степени ключ к пониманию творчества художника можно найти в ряду его предпочтений из истории искусств. У Игоря Тимчука их несколько. Первое время он увлекался Микеланджело и Леонардо да Винчи; сейчас — Джотто, Андрей Рублев, К.Петров-Водкин. Безусловно, это дает объяснение лишь общим ассоциациям зрителей от картин И.Тимчука, но не раскрывает частного — внутреннего наполнения, присущего только этому художнику. Тем не менее, в этом проявляется определенная направленность его искусства, которую можно охарактеризовать как движение от светского к духовному.

В этой связи особое значение приобретает цвет, его символика и степень эмоционального воздействия. Золотистый, красный, черный, белый — вот доминирующие цвета фонов в картинах И.Тимчука. Именно цвет фона задает общее звучание полотну — прозрачное, близкое к созерцательному или напряженное, даже мистическое.

Вообще, фон, который в привычном понимании является своего рода подложкой основного изображения, в живописи И.Тимчука вынесен на первый план. Через его фактуру и цвет зритель прежде формального решения композиции воспринимает то, что составляет доминанту любого художественного произведения — его энергетику. Ярче всего это про является в пейзажах: триптих «Рассвет», «Зенит», «Закат», триптих «Новый месяц», «Полнолуние», «Убывающая луна» и некоторые другие. Художник попытался выразить синтетический образ природы, не привязанный к конкретной местности. Его пейзажи — вечные константы мироздания.

Стремление к классической гармонии, внесобытийности отличает лучшие произведения И.Тимчука, особенно его фигурные композиции и портреты. Органичное использование некоторых формальных решений из итальянского искусства ХV-ХVI вв., активное включение языческой символики, традиционный колорит, построенный на красках природного происхождения — в этих приметах можно угадать желание художника приблизиться к искусству прошедших эпох. Своего рода, живопись И.Тимчука является современной интерпретацией легенды о «золотом веке». Художник стремиться показать суть вещей и явлений, не подверженных изменениям во времени.

Урбанистическая культура закрепостила в каждом из нас живую связь с природой, поставила отношения между людьми в неестествен ные, придуманные формы. Как говорит сам художник, в этой ситуации возможен только один путь — «через углубление в собственное я, вычленяя из генетической памяти связь со своими предками, попытаться определить место своего существования».

Ольга Лютик